Авторизация

Талгат Таджуддин биография

печать
Талгат Сафич Таджуддин / Talgat  Tadzhuddin

Биография Талгат Сафич Таджуддин

Отец Минсафа был водителем грузовика. Мать Рашида работала на заводе. Духовные деятели были в роду Таджуддина как со стороны матери, так и со стороны отца. Семья Талгата без молитвы за столик не садилась и не вставала из-за него без слов: "Аллах акбар", эдакий же традиционной в семье была и молитва перед сном. Учился Талгат в 27-й средней школе Казани, которую благополучно окончил. В первые годы учебы Талгат мечтал сделаться офицером: время было послевоенное, и он видел кругом страсть сколько людей в погонах. Потом стал произносить, что хочет быть имамом (мусульманским духовным деятелем). С детства по своему желанию ходил в мечеть. В большие мусульманские праздники наравне со взрослыми оставался там ночь проводить. Большое воздействие на будущего верховного муфтия оказала его бабулька по материнской линии Магира: она учила внука молитвам и мусульманскому этикету. "Еще мальчиком я захотел исследовать арабскую письменность, чтобы уяснять текст Коран на языке Пророка Мухаммеда. Моими занятиями стоял во главе мутавалли местной мечети", - рассказывает сам Таджуддин. Еще будучи школьником, он уже стал совершать переводы с арабского для мечети.

Окончив 7 классов, Талгат поступил на учебу в профтехучилище # 20. Ему хотелось быстрее сделаться самостоятельным, потому по окончании училища он устраивается на работу на предприятие синтетического каучука, где 8 месяцев проработал слесарем 5-го разряда. Работая на заводе, продолжает заниматься изучением ислам.

13 октября 1966 г. он поступил на учебу в мусульманский вуз - медресе "Мир-Араб" в Бухаре. "Мною стояла во главе тяга к глубокому познанию исламской религии", - говорит сам Таджуддин. Все родственники и знакомые восприняли это известие как само собой разумеющееся, удивившись, может быть, только тому, что это не случилось раньше. В 1973 г. он оканчивает это медресе с отличием. В том же году Таджуддина избирают вторым имам-хатыбом Казанской соборной мечети "Аль Марджани". После этого он поступает в что ни на есть именитый и престижный в мире исламский богословский Каирский универ "Аль-Азхар", тот, что ещё благополучно оканчивает в 1978 г. Годы учебы в "Аль-Азхар" многое дали будущему муфтию. Талгат Таджуддин углубил свои познания в области мусульманских наук. Его любимое богословское сочинение - "Оживление наук веры" ("Ихья улюм ад-дин") знаменитого Мухаммеда аль-Газали. Отдельные положения и идеи этой книги муфтий использует в проповедях. Близки ему ещё мысли и идеи мусульманских философов-реформаторов нового времени Мухаммеда Абдо и Джамаль эд-Дина аль-Афгани. Талгат Таджуддин, как в родное время и Мухаммед Абдо, считает, что современная исламская идея не только должна основываться на суждениях старых богословов, но и обновляться и что столетний период "иджтиха-ра" (самостоятельного суждения) ещё не прошел. Во время учебы в "Аль-Азхар" Таджуддин совершил свой начальный хадж, потом он неоднократно совершал паломничество во главе делегаций советских мусульман. В Мекке и Медине он познакомился и с тех пор поддерживает дружбу со многими видными мусульманскими деятелями из разных стран.

После окончания каирского университета в 1978 г. его избирают первым имам-хатыбом Казанской соборной мечети. 19 июня 1980 г. на съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири он был избран муфтием и председателем Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). Считается, что это произошло с согласия Совета по делам религий при Совмине СССР и разрешения ЦК КПСС. Таджуддин стал четырнадцатым муфтием ДУМЕС. Таджуддин принимал участие без малого во всех международных религиозных конференциях миротворческого характера

На первой международной конференции мусульманских проповедников в Марокко (март 1987 г.) чуткость больше чем пятисот ее участников привлекло выступление Талгата Таджуддина. Он говорил о том, как достигнуть, чтобы слова имама доходили до сердца каждого правоверного. По его мнению, содержание проповедей не должно быть оторвано от жизни, они должны трогать проблем, волнующих всех, в том числе такие животрепещущие, как сохранение мира в ядерный столетний период, разоружение и предотвращение милитаризации космоса. В знак признания его заслуг Таджуддину доверили право председательствовать на одном из заседаний конференции.

В середине 1980-х гг. под руководством Таджуддина начинается возрождение исламской жизни в СССР: в Казани осуществлено очередное издание Корана; открываются новые мечети в Поволжье и Сибири (в Волгограде, Саратове, под Казанью, в Тобольске и Тюмени), начинается реконструкция соборной мечети в Москве. В 1980-1985 гг. цифра мечетей выросло с 90 до 500. В октябре 1989 г. в Уфе открыто медресе имени Ризаэтдина бин Фахретдина (с января 1996 г. - Исламский институт), за десять лет существования которого выпущены больше 400 имам-хатыбов, муэдзинов и преподавателей.

На следующий год затем торжеств по случаю празднования тысячелетия Крещения Руси, в 1989 г., Таджуддин организовал всероссийское празднование 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Приуралья.

В мае 1990 г. на совещании глав духовных управлений мусульман СССР (до 1991 г. их было четыре) он был избран председателем управления международных связей мусульманских организаций СССР (затем 1991 г. - Ассоциация внешних связей мусульманских организации), председателем которой является по настоящее время.

На V съезде мусульман Европейской части СССР и Сибири, тот, что состоялся 6-8 июня 1990 г. в Уфе и на котором присутствовали 700 делегатов и гостей из России, республик Союза, 36 зарубежных стран, представители ВИК и Исламской конференции, Таджуддин был переизбран муфтием и председателем ДУМЕС, ему кроме того было присвоено духовное звание Шейх-уль-Ислам.

После распада СССР Таджуддин наладил религиозные контакты с арабскими странами и иностранными исламскими организациями: в январе 1992 г., по данным СМР (Гайнутдина), он подписал контракт с организациями Саудовской Аравии на сумму 1,5 млн. долл. Противники Таджуддина пишут в газете "Мусульманин Прикамья" (# 6 за 2000 г.), что в тот отрезок времени более того его внешний вид изменился: он начал демонстративно носить на бедре кривую саблю саудовского образца... Однако вскоре выясняется, что саудовцы готовы оказывать поддержка только на определенных условиях, в частности, они хотели, чтобы в российских мусульман учили вере не свои преподаватели, а иностранные. Кроме того, саудовское ориентация ислама (ваххабизм), которое хотели бы проповедовать миссионеры из арабских стран, шибко отличается от традиционно распространенных в России направлений ислама. В том же 1992 г. Таджуддин порывает с саудовскими (по сути дела ваххабитскими) организациями, а они начинают подсоблять конкурентов ДУМЕС. Противники Таджуддина объясняют его разрыв с саудовцами тем, что он нецелевым образом расходовал их финансы, а ещё склонностью Таджуддина действовать нестандартные "еретические" заявления: Таджуддин, к примеру, объявлял доисламскую языческую религию древних тюрок - "тенгрианство" (веру в мирового духа Тенгри) - первой формой монотеизма, заявляя, что предки татар подразумевали под Тенгри аккурат Аллаха задолго до пророка Ибрагима (Авраама). Однако в последующие годы и Гайнутдина, и Ниязова ещё обвиняли в нецелевом расходовании средств и в дружбе с "еретиками" (к примеру, с Фарраханом), но финансирование их проектов саудовцы не прекратили.

В августе 1992 г., следом скандала на открытии мечети в Набережных Челнах, от ДУМЕСа отделилось ДУМ Татарстана во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМ Башкортостана во главе с Нурмухаммедом Нигматуллиным, произвольный из которых не смог увести за собой больше пятой части общин этих республик. Лидером большей части общин Татарстана стал назначенный Таджуддином Габдул-Хамит Зинатуллин (имам Зеленодольска). Тогда же Таджуддин отстранил от должности 9 имамов-мухтасибов, прославившихся своей раскольнической деятельностью, в том числе Мукаддаса Бибарсова, Нурмухаммеда Нигматуллина и Нафигуллу Аширова.

31 августа 1992 г. Галиуллин на съезде своих сторонников провозглашен муфтием Татарстана, а Бибарсов в тот же день в Саратове учредил межрегиональное управление Саратовской, Волгоградской и Пензенской областей.

30 сентября 1992 г. противники Таджуддина создают в Москве Координационный совет глав региональных духовных управлений мусульман Европейской части бывшего СССР и Сибири, зарегистрированный в 1994 г. как Высший координационный середина (ВКЦ), в тот, что вошли Галиуллин, Нигматуллин, Бибарсов, Аширов и Абдул-Вахед Ниязов.

В начале ноября 1992 г. решением VI чрезвычайного съезда мусульман, на котором присутствовали 738 делегатов, ДУМЕС был переименован в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России и европейских стран СНГ, а Таджуддин избран верховным муфтием России. Имевшиеся на тот миг крупные региональные религиозные центры (мухтасибаты) преобразованы в духовные управления мусульман (с 1992 по 1997 г. - 21, а сегодня - 26 муфтиятов), в составе которых уже появлялись новые религиозные центры.

23 февраля 1994 г. столичный муфтий Равиль Гайнутдин зарегистрировал в Минюсте РФ Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона (ДУМЦЕР) России, которое формально осталось в составе ЦДУМ.

В декабре 1994 г. сторонники ВКС ДУМР пытались штурмом схватить соборную мечеть Уфы, осада длилась больше недели: нападавшие отключили электроэнергию и телефоны, морозы были уже за 20 градусов. Среди защитников ЦДУМ было немного сот мужчина. Продукты привозили из деревень, колхозов. Захватить соборную мечеть не удалось. Через немного лет потом этого, когда уже сторонники ВКС ДУМР открыто сблизились с Гайнутдином, во время поездки из Ульяновска в Уфу в машину Таджуддина врезался авто, иномарка муфтия попала в кювет, и только ее крепкие стены спасли Таджуддина от смерти.

В сентябре 1994 г. верховный муфтий раскрыл в медресе Октябрьска, где хозяйничали арабы, школу по подготовке боевиков. Граждан России там было всего дядя пять-шесть. Таджуддин предупредил директора медресе (египтянина), что по приезде в Уфу он впритирку займется беззаконными действиями его "медресе". Как только Таджуддин сел в машину, его окружили милиционеры с автоматами и задержали по доносу директора этого медресе на девять часов. А посредством полтора года на это медресе вышли сотрудники ФСБ и закрыли его.

17 января 1995 г. в Уфе меджлисом мусульман России и европейских стран СНГ Таджуддин был переизбран верховным муфтием. На этом же съезде было заявлено о лишении Гайнутдина всех санов и отстранении от исполнения обязанностей священнослужителя.

В 1995 г. Таджуддин включен в состав попечительского совета "Общественного российского телевидения".

21 сентября 1998 г. президент РФ наградил Талгата Таджуддина орденом Дружбы "за огромный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами".

В октябре 1998 г. в Уфе открылась крупнейшая в России соборная мечеть-медресе "Ляля-Тюльпан" (которую 10 июня 2001 г. посетил Путин). Открытие этой мечети стало ответом тем сторонникам Гайнутдина, которые развязали в СМИ кампанию дискредитации верховного муфтия (близкий к СМР Гайнутдина исламовед Алексей Малашенко в своей книге, в главе "Ислам возрождается", вообще не упомянул Таджуддина).

11 февраля 1999 г. сторонники Таджуддина провели в Омске съезд мусульман Сибири под эгидой ДУМ Сибири (лидеры - омский муфтий Зулькарнай Шакирзянов, председатель ДУМС бизнесмен Баязитов), 13 февраля в 1999 г. в Тюмени в противовес был проведен альтернативный съезд под эгидой Духовного управления мусульман Азиатской части России (во главе с Нафигуллой Ашировым).

13-14 ноября 2000 г. Талгат Таджуддин был участником Межрелигиозного миротворческого форума в Москве. В своем выступлении он подчеркнул близость традиционного российского ислама и православия, заявив: "Наше Отечество - Святая Русь". Также Таджуддин в очередной раз пытался направить внимательность российских властей на угроза ваххабизма и других форм исламского экстремизма.

Таджуддин имеет двух дочерей и троих сыновей. Жена Сания Абдрауф кызы, с которой он живет уже больше 30 лет, ещё уроженка Казани, ее папа служил имам-хатыбом Азимовской мечети Казани. Самая старшая дочка Наиля (1969 года рождения) с мужем и тремя детьми живет в Уфе. Дочь Зульфия (1970 года рождения) с семьей кроме того живет в Уфе, они с мужем растят троих детей. Зять Наиль служит в банковской системе. Сын Зуфар (1972 года рождения) следом средней школы окончил Уфимское медресе, учился в Турции. Служит директором типографии ЦДУМ. Сын Мухаммат (1976 года рождения) затем окончания средней школы учился в Кувейте. Сейчас возглавляет комплекс мечети-медресе "Ляля-Тюльпан", владеет арабским языком. Сын Гумар (1979 года рождения) потом окончания средней школы учился в Турции.

В настоящее время Таджуддин является официальным представителем мусульман РФ в ЮНЕСКО, Организации Исламская конференция, Европейской лиге мусульман и других международных организациях.

К началу 2001 г. в ЦДУМ во главе с Талгатом Таджуддином входят 1859 мусульманских общин, из которых официально зарегистрированы в Минюсте как принадлежащие к ЦДУМ - не менее 930 (из общего числа 3048 официально зарегистрированных мусульманских общин РФ). Таким образом, ЦДУМ - самая крупная организация российских мусульман.



Нравится

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

загрузка...