Авторизация

Коста Хетагуров биография

печать
Коста Хетагуров / Kosta Hetagurov

Биография Коста Хетагуров

Коста Леванович Хетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года. Поэт неизменно питал к отцу глубокое почтение. «Отца я не только любил, но обоготворял» . Влияние отца на будущего поэта было чисто нравственным, о культурно – идеологической преемственности не могло быть и речи. А матери своей Коста не помнил вовсе, она умерла, когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское ребячество, как неизбывная боль, насовсем осталось в памяти поэта. Образ матери и не согретого материнской лаской детства лейтмотивом проходит сквозь все его творчество. Нравственное, психологическое и первоначальное эстетическое создание его художнической индивидуальностью произошло в этом месте, в горской среде, в Нарской котловине. Тончайшее чувство родного языка и интуитивное и культурное формирование его проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября 1871 года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской мужеский классической гимназии и определен в пансион при ней. Десять лет учился Коста в этой гимназии, далее поступил осенью 1881 года в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области из горских штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии власти Кубанской области прекратили. Коста ещё 2 года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий здание. Не закончив полного курса обучения.

Деятельная природа молодого поэта и художника искала сферу приложения пробудившимся в нем талантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд Коста был связан и сем, что он долгие годы провел вдалеке от родного края и ныне его потянуло на родину, к близкий языковой и культурной стихии. Во Владикавказе он пробыл без малого шесть лет. Но по – настоящему выказать, свои разносторонни способности не мог. Коста писал стихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал он и как живописец, выставлял свои картины совместно с русским художником А. Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно – музыкальные вечера, редко печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ» . В газетных отчетах выступление Коста выглядело как наиболее ослепительный момент всего праздника, но стихотворение, посвященное памяти Лермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно было опубликовано, да и то анонимно, только десять лет через. Реакция цензуры понятна: осетинский стихотворец видел в Лермонтове «предвестника желанной свободы» , «благородную мощную силу» , поднимающую людей «на мордобой за великое, честное дело» , а организатором торжеств хотелось славословиями заглушить протестующий звук Коста как организатор борьбы за осетинскую школу, был выслан по распоряжению начальника Терсой области за пределы родного края сроком 5 лет. В июне 1891 года Коста выехал из Владикавказа в село Георгиевско – Осетинское к своему престарелому отцу. Началось, может быть, самое трудное время в жизни поэта. Теперь он совсем был выключен из общественной среды и обречен новости межеумочное существование: простым крестьянином он уже не был и не мог быть, а приложить свои знания и гений к какому – либо важному и достойному его делу не имел никакой возможности. В январе 1892 году Коста предстояло испытать ещё больше тяжелые удары судьбы.

Сватовство к давнехонько и горячо любимой девушке Анне Александровне Цаликовой завершилось вежливым отказом. Скончался папа поэта. В дебрях Карачая Коста провел без малого 2 года. Только в феврале 1893 года удалось ему перебраться в Ставрополь и сделаться постоянным сотрудником газеты «Северный Кавказ» . В этой редакции Коста работал до 1897 года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и общественной деятельности осетинского поэта. За четыре года он из провинциального безвестного поэта превратился в видного литературного деятеля своего времени. Все эти годы Коста писал не только на русском языке. Его осетинские произведения в основном были написаны в это же время, но публиковать их он не мог, – не было ещё осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однако стихотворец настойчиво работал над совершенствованием своих произведений, вошедших в книгу «Ирон фадыр» . В июле 1897 года Коста Хетагуров Принужден был изготовить операцию. Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной кости не был побежден. В октябре поэту пришлось уехать в Петербург и снова обратиться к врачам. 25 ноября он перенес тяжелейшую операцию, позже которой шесть месяцев не вставал с койки. В июне 1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил врачевание. В. И. Абаев, огромный знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У Коста был свой Бенкендорф – генерал Каханов» . Первое выселение поэта за пределы Терской области было занятие рук этого провинциального Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегося чиновника. А он стал разыскивать предлог для новой ссылки Коста, много досаждавшему всевластному начальнику своими статьями и сатирическими произведениями.

26 мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки. По возвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста снова стал сотрудничать в периодике Ставрополя. Пятигорска и Владикавказа. Публицистика его стала ещё больше острой и проблемной. Выступал он не менее активно, чем в пору расцвета своей журнальной деятельности. И, казалось, наступил новоиспеченный, больше зрелый отрезок времени его творчества, но вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что самочувствие его непоправимо надломлено.

В декабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться тут навечно. Он принимает деятельное участие во всех местных культурно-просветительских мероприятия. Занимается живописью. Публицистикой, продолжает работу над поэмой «Хетаг» , пытается вскрыть школу рисования для одаренных детей, предполагает забрать на себя редактирование газеты «Казбек» . Однако все эти начинания остались незавершенными или неосуществленными. К концу 1903 г. Коста. Больной и одинокий, провел в нетопленой квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра. Материальные затруднения были настолько беспросветны, что гордому Коста приходилось порой хлопотать у друзей на хлеб. Летом за ним приехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил ещё три года. Но возвратиться к творческой и общественной деятельности уже не мог. 19 марта 1906 г. перестало колотиться его благородное сердце. При жизни поэта всего ничего кто понимал подлинное роль художественного творчества и общественной деятельности Коста. Но когда его не стало, то со всей очевидностью обнаружилось. Что ушел джентльмен необыкновенного таланта, мудрости и мужественного характера.

Стихи Коста стал строчить ещё на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках, а в годы юношества преимущественно на русском. Осетинской реальности он не знал. Не мог о ней судить и существовать ее тревогами. Зрелый отрезок времени в творчестве Коста наступил вскоре потом возвращения его на родину в 1885 г. Это было время прямого столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета и бесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа привели его в безысходность. Поэмы «Фатима» , «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.

Раньше других была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.) . Свое чуткость он сосредотачивает на внутренних противоречиях горского бытия, на сословных, идеологических и нравственных конфликтах.

В своих мыслях о прошлом Коста был неизменно последователен, а точка зрения его жестко продумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не содержало в себе свободы – это основная его посылка, и она утверждается им и в публицистике, и в целом ряде художественных произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущая скала» близки «Фатиме» Поэт отвергал клевету на национальный нрав горцев и защищал их от произвола колониальной администрации и «неблаговидной эксплуатации» капитала. А защищал горские народы Коста всеми доступными ему средствами – поэтическим словом. Публицистической статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д.. Но ярче и полнее точка зрения Коста в оценке современной деятельности проявилась в его сатирической и обличительной поэзии, раньше всего в поэме «Кому живется весело» .

Сатирических мотивов полно и в лирической поэзии Коста. Правда. Объектом обличения в его лирике выступают не чиновники. А моральный и психологический мирок воинствующего мещанства. Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни и мещанским идеалам счастья – таков толк обличительных стихов в лирике Хетагурова. И эта точка зрения явственно прослеживается не только в обличительных, но более того в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она двояко: стихотворец либо открыто развенчивает мещанский образ жизни. Лпотому как противопоставляет ему личный идеал.

Тема народа – магистральная предмет всего творчества Коста, обширно развернутая в его поэмах. Она объединяет и небольшое число стихотворений на русском языке. Однако они неблизко уступают в достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.

«Ирон фандыр» единственная книжка стихов на осетинском языке. Она писалась им всю бытие. В нее вошли произведения, созданные с лета 1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное время и по различным поводам. Публиковать их было негде, - а Осетии в ту пору не было периодической печати. Стихи расходились в списках, некоторые становились народными песнями, некоторые попадали в школьные учебники. Но шли годы, и у автора возник проект отдельной книги.

Однако только 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая манускрипт с подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмы и басни» .

Выход «Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

Все произведения Коста поделил на 3 тематических раздела: лирику в широком смысле слова, басни и сказки в стихах, вирши для детей и о детях, которые в начале предполагалось издать особняком под названием «Мой презент осетинским детям» Конечно, и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым и разнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке создавал свои песни Мамсуров Темырболат, хотя они остались неизвестными Коста, потому ему пришлось самому заново созидать основы национальной профессиональной поэзии. Осетинская народная поэзия была той вековой традицией, которую он был призван обновить, реформировать, приподнять на художественный порядок развитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него образцом. Но он тонко учитывал в своем искусстве своеобразие обеих этих традиций.



Нравится

Комментарии:

В этом разделе пока нет сообщений. Ваш комментарий будет первым.

загрузка...